Каталог статей
Меню сайта

    Форма входа

    Категории раздела

    Поиск

    Наш опрос
    Как Вы относитесь к медицине?

    [ Результаты · Архив опросов ]

    Всего ответов: 163

    Друзья сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Анонимный пользователь · RSS 29-03-2024, 17:06

    Главная » Статьи » Скорая медицинская помощь » Ожоги

    Как помочь детям при ожогах. Реабилитация. Психологические проблемы.

    РЕАБИЛИТАЦИЯ


    Ожоги I, II и III А степени не оставляют последствий в виде шрамов и контрактур. Ожоги III Б и IV степени, даже если они были прооперированы и на раны накладывалась аутокожа (лоскуты собственной кожи больного), оставляют изменения в виде рубцов, иногда резко гипертрофированных или келлоидных.


    Это значит, что на коже, где был ожог, появляются выросты и углубления, втягивания кожи или, наоборот, разросшиеся узелки розового или красного цвета, нередко плотные на ощупь. Это происходит потому, что ростковый слой кожи поврежден, и организм ребенка, компенсируя дефект, начинает продуцировать замену в виде коллагеновой ткани, которая вырастает быстро и укладывается беспорядочно в виде узелков и уплотнений, иногда вовлекая в процесс окружающие ткани, тем самым образуя стягивания и углубления.


    Видимый рост рубцов начинается не сразу после ожога, и, к сожалению, не очень заметен после операции. Но через 3-4 недели (иногда после выписки из больницы) родители начинают замечать, что кожа ребенка над местом ожога становится припухшей, красной и бугристой. Рост ткани становится гипертрофическим, рубцы выглядят воспаленными, иногда болезненными при ощупывании.

    Нередко в области особенно тонкой рубцовой ткани появляются пузыри, наполненные красноватым и светлым содержимым. Это послеожоговые флегтемы, которые лопаются, в результате чего появляется раневая поверхность. Иногда кожа рубца шелушится, трескается, зудит. Созревание рубцов продолжается в течение 1-3 лет.


    Если ожоги располагался над суставами, которые часто находятся в естественном согнутом состоянии (например, во время сна), то может возникнуть контрактура - невозможность полного разгибания сустава, и может развиться нарушение нормальной двигательной активности больного.


    Деформации кожи на лице после ожоговой травмы приводят к возникновению трудностей с речью, приемом пищи. Пересадка кожного лоскута на область ожога способна ограничить этот неконтролируемый рост соединительной ткани, но, как правило, вокруг кожного лоскута и под ним все-таки идет процесс рубцевания. Чтобы предотвратить все эти нежелательные последствия ожоговой травмы, ребенок должен находиться под наблюдением врачей-реабилитологов и выполнять все рекомендации по восстановительной терапии. Как правило, при соблюдении пациентами рекомендаций в полном объеме можно обойтись без повторных пластических операций или же свести необходимое хирургическое вмешательство к минимуму.


    Для предотвращения появления резко гипертрофированных или келлоидных рубцов применяется компрессионная одежда. Раннее ее назначение, длительное ношение не только предотвращает рост рубцов, но и ускоряет процесс их созревания, а также уменьшает зуд кожи и улучшает эмоциональное состояние ребенка.


    Родителям важно понять, что в настоящее время не существует полного излечения от шрамов, т.е. на месте ожога III Б и IV степени кожа уже никогда не будет такой, как прежде, но согласованными действиями родителей, врачей и медсестер можно улучшить вид рубца, избежать повторных пластических операций.


    Очень важным этапом является выполнение лечебной гимнастики не только в период нахождения в стационаре, но и после выписки домой, в течение всего времени роста рубцов. Специальная гимнастика, назначенная врачом-реабилитологом, позволит растянуть рубцы (особенно находящиеся в области суставов) ровно настолько, насколько это необходимо для нормального движения. Гимнастика также помогает снижению уплотнений в рубце, способствует его размягчению и обратному развитию. Но никогда не делайте упражнение насильно - это принесет ребенку только боль и страх перед любыми движениями. Пусть он привыкнет к тому, что вы прикасаетесь к нему мягко, с любовью. Любые упражнения, даже самые тяжелые, ребенок легко может выполнить, если вы будете делать их в игровой форме.

    Врач-реабилитолог назначит противорубцовую терапию и будет корректировать ее в течение всего времени, пока пострадавший ребенок наблюдается в консультативной поликлинике.




    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


    В вашей жизни произошел несчастный случай - ваш ребенок получил сильный ожог и сейчас находится в больнице. Семейная и повседневная жизнь нарушена. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей. Вы совершенно растеряны и не знаете, что вам делать, как помочь вашему ребенку.


    Маленькому ребенку непросто осмыслить то, что с ним произошло. Некоторые дети не понимают случившегося, другие, напротив, все ясно осознают. Но все испытывают страх, сильную боль и более чем когда-либо нуждаются в вас, в вашей поддержке, спокойствии и оптимизме. То, как вы, родители, сможете помочь ребенку пережить это тяжелое время, имеет огромное значение для его и вашей дальнейшей жизни.


    Постарайтесь успокоить ребенка, объясните ему, что с ним все дет хорошо, что ему обязательно помогут. Говорите ему столько раз, сколько это необходимо, что вы будете рядом с ним и будете о нем заботиться, - он должен убедиться, что вы любите его, как прежде, и что для вас он не изменился.


    Маленький ребенок переживает такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после ожога, у других - спустя некоторое время.

    Большинство детей могут испытывать чувство вины за произошедшее, их сбивают с толку внезапные изменения в привычной жизни, боль и беспомощность. Некоторые дети не могут сами себя обслуживать и нуждаются в постоянной помощи в элементарных ситуациях, которые прежде не составляли для них никакого труда. Это может сделать их легко возбудимыми или же плаксивыми, трудными в общении, капризными и раздражительными. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ситуацию травмы. Это трудное время как для детей, так и для родителей. Но родители могут помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими после травмы.


    Какой бы ни была реакция ребенка, пожалуйста, помните, что в данной ситуации для него совершенно нормально и естественно проявлять свои тяжелые переживания.


    После ожога некоторые дети могут:

    • огорчаться при отсутствии любимых игрушек (все погибло во время пожара);

    • беспричинно злиться на родителей, пытаться их ударить, толкаться и кусаться, бросать вещи или другими способами проявлять свой гнев;

    • стать более активными и беспокойными;
    • многократно задавать один и тот же вопрос: "Это случится опять?";

    • беспокоиться о том, выживут ли они, что случится с ними дальше, как они выглядят сейчас и как они будут выглядеть потом;

    • бояться оставаться в одиночестве, требовать, чтобы вы были при них неотлучно;

    • беспокойно спать или вообще не спать всю ночь, им могут сниться страшные сны;

    • вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле: опять сосать соску, проситься на руки, перестать говорить, страдать недержанием мочи;

    • у детей может быть тошнота и рвота, головные боли, отсутствие аппетита и высокая температура;
    • дети могут стать тихими и молчаливыми, не желать говорить о том, что произошло, и не помнить событий, произошедших до или после травмы;

    • могут легко огорчаться и плакать;

    • чувствовать вину за свое поведение, или остро сочувствовать вам, если вы считаете, что несчастье произошло по вашей вине;

    • пугаться ситуаций, напоминающих о несчастном случае: запаха гари или бензина, открытого огня или электричества.


    Некоторые дети могут вообще не проявлять описанных чувств и как будто не чувствовать никакого огорчения. Однако случается и так, что переживания проявляются позднее, спустя несколько недель или месяцев после ожога.



    КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ


    + Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно говорите правду, не старайтесь приукрасить действительность.


    + Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: нет ли в его словах страха, тревоги, беспокойства? Разговаривайте с ребенком о его чувствах и ощущениях, не отделывайтесь поверхностными утешениями. Диалог, при котором родители вместе с ребенком проговаривают его "отрицательные" ощущения, помогают ребенку правильно их пережить. Детям определенного возраста свойственно испытывать страх, а у ожоговых детей, которые уже встретились с трагедией, чувство страха возрастает многократно.


    Родители могут поговорить с ребенком о его страхах, например, так:


    Ребенок: "Не выключай свет, мне страшно"

    Родитель: "Ты боишься, что в темноте может что-то случиться?"

    Ребенок: "Да, тут живет злое чудовище, оно на всех кидается"

    Родитель: "Что же с ним случилось, кто его так разозлил?"

    Ребенок: "Я не знаю, мне страшно..."

    Родитель: "Хочешь, возьми меня за руку... Интересно, а Злое Чудовище боится чего-нибудь?" и т.д.


    + Объясните, что иметь подобные чувства нормально и естественно, говорите с вашим ребенком и о своих собственных чувствах - все это поможет и родителю, и ребенку лучше выразить себя и понять друг друга.


    + Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

    + Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.


    + Не жалейте времени на разговоры и игры с ребенком. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Прислушайтесь к его играм и фантазиям. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства страха и агрессии. Дети могут начать сочинять фантастические истории или страшные сказки. Могут постоянно играть в одну и ту же игру, например, в "пожар", "автомобильную катастрофу", "несчастный случай" или "войну". Способствуйте этим играм, они снижают напряжение.


    + Если вы чувствуете, что ребенку необходимо выплеснуть свою агрессию, не препятствуйте этому, а направьте агрессивное поведение ребенка в безопасное для него и окружающих русло. Так, мягкая подушка не пострадает от ударов и не причинит вреда детским кулакам, а рвать лучше всего старый блокнот или ненужную тетрадку. Не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, позвольте ему грустить и плакать, если он потерял или сломал свою любимую игрушку.


    + Выражению чувств ребенка помогают не только слова и игра, но и занятия творчеством. Ребенку необходимо предлагать разные материалы. Именно разнообразие материала помогает ребенку выразить свои чувства с различной степенью глубины и интенсивности.

    Надо учесть, что такие предметы как простой карандаш и шариковая ручка слишком скудны для полноценного выражения чувств ребенка. Гораздо эффективнее пластилин и глина, краски и цветные карандаши. Выбор материала в значительной степени зависит от того, чего вы хотите в данный момент добиться. Если, например, гуашь позволяет раскрепоститься и расслабиться, то цветные карандаши, наоборот, могут помочь возбужденному ребенку успокоиться.

    Глина и пластилин, требуя определенных физических затрат, способствуют созданию трехмерных образов, связанных с целостностью тела и организма. Оба этих материала позволяют выражать чувства и конструктивно (с помощью создания различных образов), и деструктивно, когда ребенок, как будто бесцельно разминает или делит кусок пластилина на маленькие части. Такая деструктивная работа тоже эффективна и полезна с психологической точки зрения. Выбор типа работы зависит от состояния ребенка.


    Гуашь активизирует фантазию, и работа с ней не требует больших усилий.


    Работа с фломастерами также развивает фантазию, и вместе с тем способствует укреплению сосредоточенности и усидчивости.


    От восковых мелков и цветных карандашей ребенок быстро устает - штриховка, раскрашивание рисунков требует большого расхода энергии. Однако эти инструменты предоставляют большие возможности для выражения чувств.

    Выбор бумаги, на которой рисует ребенок, тоже должен быть продуман. Стеснительным закрепощенным детям лучше предлагать большие листы, на которых можно "развернуться", беспокойным же, напротив, имеет смысл предложить бумагу маленького размера, которая потребует от них сосредоточенности в продумывании того, как уместить на листочке свой рисунок.


    С помощью аппликации можно создавать различные композиции - как сюжетные, так и бессюжетные. Материалом может быть не только цветная бумага и картон, но и старые журналы. Просто вырезая, ребенок действует деструктивно, затрачивая минимум усилий. Создание же композиций уже является конструктивной работой. (При создании аппликаций и любой работе с ножницами, помните, что ножницы должны быть с тупыми закругленными концами).


    В заключение стоит сказать, что нельзя позволять больному ребенку манипулировать его болезнью. Вы должны быть его помощником, но не слугой. Не давайте ему поблажек, не старайтесь относиться к нему, как к больному.



    Другие статьи по теме


    Источник: http://www.clinik.ru/seminar.php#1
    Категория: Ожоги | Добавил: usefulnurse (10-03-2006) | Автор: Ямаллутдинова А.А. и соавторы
    Просмотров: 5451
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz